Эволюция авангардизма Беспредметное искусство ХХ века

История развития абстрактного искусства в России

В Северной Америке теорию и историю абстракционизма в 40-50 годы ХХ столетия  развивают М.Шапиро [16], К. Гринберг [17] и Х. Розенберг [18], основоположники  школы американского абстрактного экспрессионизма, провозгласившие автономию как основную цель искусства и абстракцию как направление, максимально раздвигающее горизонты человеческого Я за пределы искусственно созданных этнических и политических границ. Именно практика послевоенного американского искусства во многом повлияла на формирование школы абстракционизма в России второй половины века.

Абстракцией, как мировым явлением, долгое время занимались Леонид Бажанов и Валерий Турчин, посвятившие несколько совместных статей проблеме абстрактного искусства в контексте искусства ХХ века. Это работы «Абстрактное искусство. Опыт реэкзаменации», пролежавшая в редакции журнала «Советское искусствознание» около двадцати лет и напечатанная только в 1991 году [19] и статья «К суждению об авангардизме и неоавангардизме» [20]. Теории абстрактного искусства, как явления не только мировой культуры ХХ века, а всей истории изобразительности,  посвящены статьи С.Даниэля «Беспредметное искусствознание» [21], В.Турчина  «Кандинский. Абстракция плюс романтика» [22] и «Абстрактное искусство. Чистые Гармонии», [23] где он пишет, что «существуя внутри авангарда, абстрактная живопись сразу же стала чувствовать себя независимой, полагая что в ранних своих декларациях, самоутверждении и самоотрицании мастеров развивается чуть ли не параллельно ему».

Исследование абстракционизма в контексте русской и советской культуры связано с попыткой обобщения различных точек зрения на бытование абстракции. А именно: точки зрения марксистско-ленинской эстетики и идеологии, пересмотренной с позиции сегодняшних дней; точки зрения «второй», неофициальной культуры, существовавшей в СССР и составлявшей некое творческое подполье, и, наконец, точки зрения отечественных и западных критиков и историков, анализировавших русское неофициальное искусство в последние несколько лет.

Абстракции в России в рамках первого русского авангарда посвятили свои работы множество исследователей, как в России, так и за рубежом. Стоит здесь вспомнить Дж. Боулта, А.Накова, К. Грей, Е. Ковтуна, С. Хан-Магометова, Д.Сарабьянова, Н. Харджиева и др. Разные точки зрения бытуют относительно исчезновения абстрактного искусства в России перед второй мировой войной, более того, если учесть то, что весь русский авангард 20-х в той или иной степени был пропитан «беспредметничеством». Самая распространенная- то, что русский авангард и русская абстракция не выдержали давления тоталитарной власти и были вытеснены новым режимом( Е.Ковтун [24], А.Наков [25], Н.Харджиев [26] и др.), другая точка зрения, та, что это искусство органично вышло к искусству тоталитаризма и само подготовило себе продолжение в безликих монументальных полотнах соцреализма (Б.Гройс [27], И.Голомшток [28], Е.Деготь [29]), и еще одна точка зрения заключалась в том, что любая абстракция есть сама по себе апогей того или иного стиля, возвещающий о скором его изменении(В.Турчин [30]). Действительно, все русское и мировое искусство ХХ века пронизано сначала предчувствием абстракции, потом рефлексией по поводу,  и абстрактное искусство уже видится не как стиль или направление, а как философская и мировоззренческая ступень, достигнув которой искусство ХХ века полностью пересмотрело теорию творчества как такового.

Особым разделом литературы, посвященной абстрактному искусству, являются критические труды. Художественную критику в середине и второй половине ХХ века в России, как правило, отличает идеологическая ангажированность(в советское время), высокая степень субъективности и злободневность.

Так, М. Лившиц, представитель советской художественной критики второй половины века, рассматривает и анализирует абстрактное искусство с позиций марксистско-ленинской эстетики. Но, тем не менее, в его работах «Модернизм в искусстве» и «Модернизм как явление буржуазной идеологии» присутствует трезвый и глубокий взгляд на бытование беспредметного искусства в ХХ столетии [31]. Он подчеркивает в модернизме антибуржуазный тон. Он пишет : «модернистские течения постоянно колеблются между крайностями бунта и восстановлением жесткой дисциплины духа, между новаторством и возвращением к средневековью и первобытной соборности…между абстрактным экспрессионизмом и возвращением к действительности, к мещанскому вкусу в поп-арте» [32].

С. Можнягун в обширной работе «О модернизме. Феномен беспредметничества» [33] достаточно односторонне анализирует мировое абстрактное искусство, но тем не менее дает общее представление об истории и теории абстракции. И тот, и другой теоретики марксистско-ленинской эстетики выделяли «формализм», как некое «самое устойчивое начало, определяющее эстетику модернизма», и абстрактное искусство выделялось как крайнее проявление первого. Подобные точки зрения, отсылающие к материалистической системе марксизма-ленинизма как единственно верной. прослеживаются в исследовании А.Стойкова «Критика абстрактного искусства и его теория» [34]и в работе В. Каменова «Против абстракционизма. В спорах о реализме» [35] даже несмотря на то, что работы были написаны в «оттепельное» время(1964 и 1963 год соответственно). Четкий и подробный анализ европейского и американского абстрактного искусства предложил Л. Рейнгард в статье «Абстракционизм» в настольной книге доперестроечных времен «Модернизм. Анализ и критика основных направлений» [36].

Интересны критические статьи, посвященные анализу абстракционизма в России и приуроченные к выходу в свет каталога «Абстракция в России. ХХ век». Это уже упоминавшаяся статья А.Боровского «Замри, умри, воскресни». Абстрактное искусство в России», работа М.Тухмана «Мистическая суть русской авангардной абстракции и ее воздействие на современное западное искусство» [37], в которой прослеживаются источники именно спиритуально-абстрактных исканий в Санкт-Петербурге, Москве, Мюнхене, и Нью-Йорке.

Чрезвычайно характерным для лидеров русского искусства 1910-1920-х годов было преодоление чисто живописной практики в опыте прикладного и оформительского творчества и утверждение новых принципов искусства в новаторских педагогических и исследовательских проектах.
Конструктивная живопись