Эволюция авангардизма Беспредметное искусство ХХ века

История развития абстрактного искусства в России

Абстрагирование как метод художественного творчества оформился в работах

  П. Сезанна. «Собрав энергию цвета в обобщенные геометрические формы, он соединил чувство и знание в едином творческом акте, угадывая актуальное в следующем веке проектное видение реальности. Сезанн открыл, что видимый мир организован, структурен, геометричен, непрерывен, пространственен». Можно констатировать, что именно в творчестве П.Сезанна, подведя итог живописному искусству прошлого, совершилось открытие «нового пластического языка».

Кубизм, как форма художественного творчества, был открыт П. Пикассо, Ж.. Браком, Х. Гри. В их работах, связывая пространство и время, соединялись одновременно несколько различных ракурсов объекта, получала свое визуальное выражение новая картина мира, открываемая достижениями науки. Благодаря использованию, наряду с традиционными материалами, натуральных вырезок из газет, рекламных этикеток, уличных знаков, фанеры, стекла, металла, их живописные работы приобретали трехмерность, открывая дорогу не только новому языку, но и новым формам искусства, современному миру медиа и компьютерных технологий.

Фовизм связан с именами Матисса, Дерена, Брака, Вламинка, Марке, Дюфи. Открыв красоту чистого цвета, контрастных цветовых сочетаний, выразительности прозрачного или пастозного красочного покрытия, экспрессивности мазка они инициировали появление немецкого экспрессионизма, композиций и импровизаций Кандинского, русского «Бубнового валета», Машкова, Кончаловского, Ларионова, Осьмеркина, Шевченко, наконец, супрематизма Малевича.

В.Кандинский в ряде своих теоретических трудов обосновал и зафиксировал элементы нового пластического языка начала 20 века и их особенности, рассмотрев возможности их взаимодействия и композиционного соединения. Художественные работы этого мастера явились не только живописной иллюстрацией теории нового языка, но и эталоном создания «свободных» линии и пятна и «свободной» организации пластической материи.

Конь 1880-е гг. г. Великий Устюг (липа, резьба, роспись)

Основные живописные течения

П. Сезанн. Корзина с яблоками, 1890-1994. «Структурная» живопись, организующая пространство холста с помощью цвета и его отношений.

П. Сезанн. Гора Св. Виктория около, 1900-1902 г. Выявление пространства и геометрии объемов пятнами цвета.

Конструктивизм в России сложился в начале 1920-х годов, как проявление общего модернистского «духа времени». Он явился итогом беспредметных абстрактно-геометрических художественных поисков, характерен очищенным от традиционных архитектурных метафор вниманием к качествам формообразующей материи. Конструктивизм в живописи связан с именами А. Родченко, В. Татлина, Л. Лисицкого, Л.Поповой, В.Степановой, И. Пуни и др.

Супрематизм К. Малевича явился одной из основных формообразующих концепций начала 20 в., примером динамично-пространственной организации пластической материи.

Неопластицизм также явился важным источником формирования пластического языка начала 20 века. Художники голландской группы «Де Стиль» (П. Мондриан, Тео ван Дусбург, Г.Ритвельд и др.) противопоставили простоту, ясность, функциональность чистых геометрических форм и структурность их композиционной организации случайности, неопределенности и произволу природы и многосложности языка исторических стилей.

Художники середины 20 века создают свои произведения как на тему соединений цвета и формы, так и на тему самого процесса создания произведения, в котором становятся важными особенности технологии творчества. Также сюжетом произведения становятся формализованные образы реальности - от расчленения натуры тем или иным способом, через обобщенное моделирование натурных объектов, к созданию абстрактных композиций с использованием разнохарактерных фрагментов - от внешней геометрии натуры до выявленной сущности ее материи. В таких произведениях соседствуют обобщенные силуэты или абрисы натурных изображений и фрагменты свободной живописной поверхности.

На пути поиска новых художественных средств мастера 20 века обращаются к материалам, цвету, формам и технологиям архаического искусства. Обобщенное изображение объектов в работах народных мастеров, открытый цвет и простая геометрия архаических произведений, многослойные живописные поверхности иконы и фрески вдохновляют художников 20 века на новые живописные открытия.

Развивающийся в 20 веке дизайн привлекает внимание художников к предметному окружению. Искусство использует в произведениях как фрагменты или образы предметного мира, так и наиболее выразительные его образцы, создавая объемно-пространственные средовые объекты. В 20 веке активно развиваются такие направления искусства, как коллаж (использование в работе фрагментов бумаги, картона, объектов полиграфии), материальный коллаж или рельеф (использование плоских фрагментов натуральных материалов – дерева, металла, стекла, жести), ассамбляж (создание объемных произведений с использованием бывших вещей или их фрагментов).

Основной целью начального этапа подготовки на специальность архитектор-дизайнер, является формирование визуальной культуры. Абитуриенту необходимо постоянно расширять свой художественный кругозор, знакомясь с творчеством современных мастеров, тем более что экзаменационное задание «Плоскостная колористическая композиция» опирается на этот материал. Для выполнения колористической работы необходимы навыки графического обобщения и формализации, способность чувствовать и организовывать цветовые и тональные отношения.

И. Машков. Натюрморт с ананасом ок. 1910.

А. Куприн. Натюрморт с воблой, 1918.

А. Лентулов. Девушка с гитарой 1913.

Основной задачей довузовской подготовки на специальность архитектор-дизайнер является формирование визуальной культуры. Абитуриенту необходимо постоянно расширять свой художественный кругозор, знакомясь с творчеством современных художников, тем более что экзаменационное задание «Плоскостная колористическая композиция» опирается на этот материал. Для выполнения колористической работы необходимы навыки графического обобщения и формализации, способность чувствовать и организовывать цветовые и тональные отношения. Эти навыки развивает знакомство с произведениями искусства и их аналитическое копирование.

В России футуризм как самостоятельное художественное течение к концу 1920 года был полностью вытеснен. Вместе с тем художники, связанные с довоенным футуризмом, в послереволюционные годы оказались в числе главных деятелей русского авангарда, а понятие "футурист" перестало обозначать приверженность конкретному методу и превратилось в обобщенное обозначение левого, революционного, передового искусства.
Конструктивная живопись