Абстрактное искусство в России

История развития абстрактного искусства в России

Американский абстрактный экспрессионизм.

 С перемещением центра абстрактного искусства в Соединенные Штаты Америки в 40-е годы, начинается совершенно новая эра в истории ХХ века. Уже в 1934 году Дж. Поллок начинает отдаленно напоминающие уже беспредметную живопись эксперименты, и в 40-х годах начинается новый виток абстрактного искусства- американский абстрактный экспрессионизм. 

Явление американского абстрактного экспрессионизма самый плодотворный источник стереотипов и необоснованных обобщений в истории искусства второй половины века. Во многом эти стереотипы были неадекватно восприняты и русскими художниками, заново открывшими для себя абстрактную живопись в период оттепели, и подобное недопонимание крайне важно для объективной оценки всего послевоенного неофициального искусства в России.

Первый и наиболее распространенный сегодня стереотип в отношении американского абстрактного экспрессионизма - то, что это искусство истово пропагандировалось и «делалось» американским правительством как флаг западного культурного либерализма, гуманного, демократичного капитализма, и, в частности, поддерживалось ФБР.

П.Веронез (1528— 1588) Писал по светло-серым клеевым грунтам, подмалевывая темперой, подобно многим живописцам своего времени. Исследователи техники старой итальянской живописи пришли к заключению, что все старые венецианцы подмалевывали темперой, затем крыли ее лаком и заканчивали на масле. Веронез часто лессировал лишь в тенях и драпировках, в светах же придерживался корпусной живописи, что замечается и на его эрмитажной картине «Положение во гроб».

Безусловно, это было частично верно, ровно в той степени, насколько искусство русского авангарда было объявлено в 20-х годах знаменем нового советского искусства и мировоззрения. В этом смысле русская и американская культуры бесконечно похожи, с той лишь разницей, что советское правительство в итоге предпочло соцреализм и попыталось как можно скорее избавиться от информации о русском авангарде. В США ситуация была немного другой - это парадоксальное и репрессивное содержание, своеобразный ярлык “праздничного знамени развитого капитализма вместе с Северо-Aмериканской гегемонией”, были навязаны абстрактному экспрессионизму в конце 50-х( более того, расцвет того направление пришелся на более ранние, 40-е годы и начало 50-х ) с начавшейся в Америке истерии по поводу Холодной Войны. А так как ведущие идеологи этого направления, такие как Климент Гринберг или Мейер Шапиро( первый выводил возникновение китча и низкопробного искусства как из индустрии массового искусства в капитализме американского типа, так и из разрастающегося рынка для доступных арт-обьектов, что было основано на взглядах Л.Троцкого и эстетике Баухауза, а последний резко критиковал как конформизм, потребление, и тенденции к авторитарности и тоталитаризму в капитлистическом обшестве, так и тоталитаризм советского типа в своих эссе “Природа абстрактного искусства” и ”О гуманном в абстрактном искусстве”) были общепризнанными социалистами, разделявшими идеи марксизма и расового единства, то абстракционизм с момента его зарождения в США было крайне левым течением в американском искусстве.

Таким образом, вроде бы крайне правое, про-западное течение в искусстве модернизма, защищавшее эталонные капиталистические  ценности с политической точки зрения, олицетворявшее западную свободу, о которой так мечтали в Советском Союзе, по сути своей было крайне “левым” для тех же западных ценностей. Более того, лидирующий сектор правительства США в начале 50-х начал  операции по сокращению вдвое количества выставок “художников-диссидентов”, под коими подразумевались абстракционисты. И лишь в конце 50-х, в связи с Карибским конфликтом «сверхдержав», правительство меняет точку зрения и провозглашает бывших американских нонконформистов чуть ли не официальным национальным направлением.  Что было верным шагом к тому, что называют “академизация”, “институциализация”, а иными словами угасание живого интереса и потребности самих художников в своем творчестве.

Второй стереотип вокруг американского абстрактного экспрессионизма - тот, что техника, и приемы и идеология были полностью заимствованы у европейского модернизма и американский абстрактный экспрессионизм был почти что “сделан” руками европейских художников и теоретиков, кто эмигрировал в США во время 2 мировой войны. Можно даже встретить публикации с названием типа “Как Нью-Йорк украл идею современного искусства...”

Но, как уже было отмечено выше, поиски и разработку живописного абстрактного языка начали такие американские художники как Патрик Брюс в натюрмортах и ”Композициях ”1911-12 годов и Морган Руссел в в синхромизме своиx цветовых “Cимфоний” 1914-15 годов. Поиски Эндрю Дасбурга , Джэймса Даугхерти и Стэнтона Макдональд-Райгхта 1914-16 годов вполне могут быть атрибутированы как рождение яркого формального подхода вытекающего из аналитического кубизма>, Дж. Марин и Джоржия О’Киффе откывают для себя беспредметное творчество в 1917- 19 годах, абстрактные коллажи “Время” и ”Vocalization” Джон Каверта появляются в 1919-х, М. Дюшамп делает абстрактные фотографии в начале 20-х, а Дж. Поллок, Элен Франкентхалер и Аугустус Так подходят близко к лирической абстракции в 1930-е  - то есть почти одновременно с появлением и развитием соответствующих направлений в России и Европе. Что еще раз является свидетельством того, что стиль или идея не появляются изолированно в каком-то одном месте, а , являясь отражением времени, научного и технического развития (что было неразрывно связано с индустриализацией  в США начала и средины века), а также общего уровня искусства, возникают одновременно в совершенно удаленных друг от друга областях. Безусловно, эмиграция европейской интеллектуальной элиты в США сыграла важную роль в становлении американского послевоенного искусства, но в основном это явилось лишь катализатором начавшегося намного раньше процесса. Собственно американская техника автоматизма и живописи жеста была по большей части заимствована в индейском искусстве. Дж. Поллок относит возникновение его знаменитой техники разбрызгивания краски по холсту в 1947-48 годах к ассимиляции им методов живописи американских индейцев. Многое в абстрактном экспрессионизме  было ассимилировано из внутренней философии и техники росписей и скульптуры американских индейцев, из афро-американского маргинального искусства, из живописи граффити, и из искусства Латинской Америки.

Экзистенциализм и психоанализ предложили теоретический базис для подобного творчества, исключительно субъективного и индивидуального, в отличие от коллективных порывов русского авангарда 20х, а спонтанность жеста и свобода были провозглашены центральной идеей. Корни американской абстракции в теории интуитивного Бергсона, в «телесности» М. Мерло-Понти. Хотя Климент Гринберг, будучи главным идеологом американской нефигуративной живописи, марксист и поклонник теоретических взглядов Т.С. Элиота, осуждал В. де Кунинга за излишнее обращение к Собственному.

В определенном смысле "механическая эстетика" итальянских футуристов, действительно, была созвучна русскому конструктивизму и производственному искусству, хотя попытка проектировать для промышленного производства в итальянском футуризме возникла позже, чем в России.
На best-kartina.ru модульные картины купить в интернете.
Техническая эстетика и дизайн