Эволюция авангардизма Беспредметное искусство ХХ века

История развития абстрактного искусства в России

В. Татлин. Матрос 1911. Эскизный конструктивный рисунок.

И.Пуни. Скульптура 1915. Материальный рельеф. Причинами возникновения послевоенного абстрактного искусства были: сильная традиция авангарда, продолженная в послевоенном искусстве и влияние западного абстракционизма(в частности, американского абстрактного экспрессионизма), который стал своеобразной категорией свободомыслия, противостоящего официальной советской эстетике. Внутренними причинами возрождения абстрактной живописи после войны были: эволюция абстрактного художественного метода, который не мог не проявиться уже на новом витке развития в русском искусстве и духовный вакуум атеистического общества, в котором абстракция была тем символическим, метафорическим языком, способным к трансляции «невыразимых», метафизических истин преследуемых как ересь в советский период.

Л.Попова, Живописная архитектоника 1916. Живописный рельеф.

Л.Попова, Живописная архитектоника 1920. Живописный рельеф.А. Лентулов. Девушка с гитарой 1913.

Конструктивная живопись

В отдельной главе исследования рассматриваются эксперименты итальянских и русских художников в прикладной сфере, анализируется их связь с довоенными футуристическими программами, политико-экономической ситуацией. Художественная практика рассматривается во взаимодействии с повседневным окружением, промышленностью, ремеслом и дизайном. Важность этой практики как последовательного развития изначального импульса "выхода в жизнь" раннего авангарда оказывается решающим отличием между модернистской и авангардной художественной парадигмами. В данном вопросе автор опирается на теорию авангарда, разработанную семиотиком М. И. Шапиром , согласно которой коренным отличием авангарда от модернизма является актуализация прагматики, в дополнение к разработке семантики и синтаксиса в модернизме. Таким образом, искусство авангарда мыслит себя политически, через способность действовать, менять мир. В этом смысле предложенные итальянскими футуристами второго поколения проекты тотальной "реконструкции вселенной" и призыв русских "продуктивистов" полностью изменить окружающую среду в соответствии с новыми ценностями вписываются в это прагматическое устремление, характерное для авангарда вообще.

В России футуризм как самостоятельное художественное течение к концу 1920 года был полностью вытеснен. Вместе с тем художники, связанные с довоенным футуризмом, в послереволюционные годы оказались в числе главных деятелей русского авангарда, а понятие "футурист" перестало обозначать приверженность конкретному методу и превратилось в обобщенное обозначение левого, революционного, передового искусства.
Конструктивная живопись